Суббота, 10 сентября 2016 года
Строительство
Сортировать статьи по:  дате | популярности | посещаемости | алфавиту

Главная Новости

1 Как сделать карту водоема для эхолотов Lowrance ¦ Нави-С

Опубликовано: 15.10.2018

видео 1 Как сделать карту водоема для эхолотов Lowrance ¦ Нави-С

Карты для эхолота GARMIN на халяву

В этом цикле статей я постараюсь максимально просто рассказать, какие разновидности карт существуют для современного рыболова-судоводителя. Что дает каждая из них, какие плюсы-минусы и наконец, как ее получить, в том числе и бесплатно. Излагать постараюсь как пользователь, а не как программист или картограф.



В основном, буду стараться показывать возможности карт на примере хорошо знакомого рыболовам залива в Киеве на Оболони «Собачье гирло», точнее его северной части. Как всегда принцип – меньше текста, больше картинок. Увеличить картинки можно кликнув на них.  

Для начала немного терминологии, чтобы говорить на одном языке.


Картография в режиме реального времени. SonarChart Live на Lowrance

На сегодняшний день можно выделить следующие разновидности карт: 

Растровая карта

Растровая карта  - упрощенный тип карты, представляющий собой, по сути, фотографию бумажной (статичной) карты в нужном приближении. Прибором можно увеличивать и уменьшать масштаб, как через увеличительное стекло, содержание карты от этого не меняется.


Дополнение Карта глубин водоемов для рыбалки

Достоинства:  простота изготовления, достаточная информативность для решения большинства задач, относительно малый объем.

Недостатки:  при движении в режиме «ориентация по ходу движения», то есть когда карта разворачивается перед носом Вашей лодки, соответственно все надписи на карте тоже будут разворачиваться вплоть до положения вверх ногами. По сути, лично меня это не напрягает, так как основные надписи карты – это изобаты (цифры глубины) читаются легко, да и чаще всего можно обойтись вообще без них, так как на большинстве карт контуры глубины изображены в разных цветах.

В данном случае, важнее сам перепад глубины, его резкость свала или наличие и контуры возвышенности (банки). Со временем становится привычно, например, чем краснее, тем мельче, а чем синее, тем глубже (зависит от настроек программы, рисующей карту). То есть крути-верти растровую карту – сильных неудобств не будет. 

Тот же кусок карты вверх ногами. 

Такой же эффект будет и с гугловским снимком, разве что нужно будет полностью убрать 3D эффект, то есть сделать карту плоской, без наклонов.

Я веду к тому, что не стоит думать, что растровая карта какая-то сильно ущербная. Ее вполне хватает для наших задач, более того зачастую она еще и лучше других типов карт.

Пожалуй, один ощутимый недостаток – это потеря четкости прорисовки при сильном приближении

и при отдалении.

Но согласитесь - это несущественно.

В растровом формате относительно просто можно залить в прибор гугловский космо-снимок. Должен сказать, что для большинства маленьких, относительно мелких и быстрых речек (Десна и меньше) - это чуть ли не единственная целесообразная карта. Промер глубин на таких речках практически лишен смысла, так как перепад глубин незначительный, да и русло быстро меняется. Гораздо важнее видеть общий контур береговой линии и все мелкие протоки и старицы, соединенные с руслом или в непосредственной близости от него. Тоже касается «жабовников». Глубины - однообразные и поэтому, важнее видеть сложные формы бесконечных заливов, проток и островков, нежели какие-то незначительные изменения глубины.

Преимущества этой карты колоссальные –  потрясающая наземная детализация и возможность сделать ее в домашних условиях , без промеров глубин и записей эхограммы на воде. Хорошо видны даже песчаные косы и можно оценить степень зарастания травой старицы. Так же наличие или отсутствие населенных пунктов и подъездных проселочных дорог тоже весьма полезно для понимания насколько затоптаны места или где можно подъехать к местному магазину.

Из недостатков можно лишь отметить неподходящую низкоконтрастную цветовую палитру (все серо-зелено-черное), что несколько усложняет восприятие ее на мониторе.

Другие типы карт напротив стремятся отобразить различные элементы (суша, вода, разные глубины, навигационные знаки) максимально контрастными цветами для того чтобы быстро и легко, с одного беглого взгляда можно было понять что к чему (где вода, где суша, где мелко, где глубоко).

Векторная карта

Если растровую карту можно «склепать» чуть ли не на коленке, главное - наличие исходных материалов, то  вектор  уже намного более сложный программный продукт, требующий серьезной работы. В двух словах, эта карта представляет собой огромное количество слоев изображений одного и того же места. Слои при приближении или отдалении открывают новую нужную или скрывают уже не нужную информацию.

Как Вы можете заметить, при приближении-удалении цифры глубин остаются одного размера и ничего не размывается. Также при развороте карты все цифры и подписи бакенов не разворачиваются.

Еще векторная карта может отображать 3Д.

С космоса:

Или под водой:

Сразу отмечу, что для наших водоемов такую подводную красоту 3Д в Lowrance не получается запихнуть, пока только 2Д. Это дело надеюсь недалекого будущего. Для капиталистов подобные решения уже существуют в фирменном исполнении картографических контор. Там нет пиратства, и люди привыкли платить деньги за большую работу.

Конкретно эту карту в таком виде крутить-вертеть можно только на компьютере под Windows, что делает ее использование в небольшой рыбацкой лодке крайне неудобным.

Разве что пока так: 

Но это просто картинка с ноутбука, поданная на монитор HDS-9 через видео вход. Качество изображения теряется (картинка немного размыта). Пользоваться достаточно хлопотно.

Еще компьютера на рыбалке не хватало для того, чтобы вообще уже не рыбачить. Реально пробовал, ставил свой защищенный планшет и катался. Крайне неудобно и мозги просто заворачиваются от переизбытка и сложности информации. Потом снимал комп и снова поражался, какие умницы сделали HDS. Это действительно настоящий рабочий инструмент, практичный и отточенный для максимально понятного и эффективного решения задачи - обнаружения рыбы, структур, конфигурации дна и управления лодкой в сложной навигационной обстановке (дождь, туман, ночь, шторм).

В практическом плане векторная карта очень удобна для автонавигации. Так как, помимо вышеперечисленного, она способна искать адреса и прочие важные объекты, а так же автоматически прокладывать маршруты. Как доехать считает компьютер, а Вы думаете как вести машину.

Для воды все такое тоже существует, но практический смысл этого есть только для морских карт, для речной навигации в этом всем нет необходимости (по моему мнению, конечно). 

Структурная карта или Скан-карта

По большому счету это та же растровая карта, но в данном случае она отображает не профиль глубин, а наличие и форму всевозможных подводных структур (объектов) до мельчащих деталей (вплоть до булыжника). Я выделил такую карту в отдельную группу, так как она ни на что не похожа из того, что мы привыкли видеть в водных картах.

Мы как будто бы закрасили акваторию «структурсканерной» широкой кистью.

На береговом свале (слева) расположены разные мелкие объекты: покрышки, камни, мусор, ветка.

Стоит сказать, что залив достаточно заиленный, на русле реки качество изображения будет выше. Также качество изображения зависит от того, какой программой делалась карта.

В приближении. 

9-ти метровая старая лодка.

В приближении.  

Практический смысл такой карты состоит в том, что когда идешь по ней «тролом», становится понятно, куда направлять лодку. Либо по бровке, над интересным рельефом или же в обход, в случае ветвистой коряги на пути.

Для спиннингиста такая карта позволяет буквально видеть дно, которое ты облавливаешь. Более того, при определенном умении, позволяет бросать конкретно в интересующую вас точку рельефа. Пожалуй, заякорив лодку в 30 метрах, можно из десяти попыток на спор попасть 2 раза прямо в кокпит лодки, само собой остальные 8 бросков будут в непосредственной близости. Такой «сервис» делает КПД якоря (точки облова) в 3-4 раза выше, как по экономии времени, так и по качеству облова. То есть, мы концентрируем усилия только на облов конкретного направления или точки, не тратя силы и время на прочесывание пустоты. Единственное что нужно – это гарантия, что там есть рыба, а так бывает далеко не всегда и не со всякой рыбой. Довольно часто рыба, особенно в стоячих водоемах, может стоять просто на ровном дне, игнорируя наличие структуры. И тогда ловля на «дурняка», вслепую становится по результативности наравне с прицельным обстрелом. Но в целом, прицельный джиг – это система и чаще всего она превосходит ловлю «на фарт».

Несмотря на видимую сложность, эта карта, как ни странно, самая простая в изготовлении. HDS-ы второго поколения способны сделать ее прямо на рыбалке в картплоттере, без необходимости заниматься компьютерным шаманством. О том, как это делается, речь пойдет ниже. Для изготовления карты, главное, наличие структурсканера. Без него такую картинку невозможно получить и соответственно карту не сделать. Я до сих пор поражаюсь возможностям, которые предоставляет эта штука.

Пожалуй, из недостатков можно отметить некоторую сложность восприятия. Эта карта представляет собой как бы параллельные мазки по акватории широкой строительной кистью неумелой рукой (в нашем случае - лодкой). Соответственно, есть незапланированные пробелы, а также мертвая зона в центре этой кисточки, которая была ровно под лодкой (владельцы структурсканера, надеюсь, понимают, о чем речь). Мертвая зона автоматически затягивается, но черный, рваный шов все же остается и это несколько смущает пользователя. В целом можно сказать, что такую карту понимает только тот, кто ее сам сделал, благо, что это достаточно просто. 

На практике я нечасто заморачиваюсь с ловлей по структурмапу на любительских рыбалках, предпочитая для этих целей еще более примитивный способ формирования карты по точкам (подробности ниже). Я делаю такую карту только при подготовке к серьезным соревнованиям, либо же на очень любимой акватории или при подготовке будущей ловли со льда. Если акватория большая и в основном однотипная, есть смысл сделать структурную карту конкретного участка, на котором есть сложный рельеф с объектами (корчами, камнями, и т.п.) 

3Д-карта с наложением структуры

Ну и наконец, самый «навороченный» тип карты - 3Д с наложением структуры.

Мне сложно передать в статье всю грандиозность такой карты, так как в программе-просмотровщике можно крутить-вертеть, наклонять ее как угодно и тем самым создавать себе полное понимание формы данного рельефа, скрытого под водой. Наложение скан изображения дает возможность понять, как лежит объект на дне. Становится понятно, что он лежит на свале, в яме или на бугре. Но опять же повторю, что «самодельное» 3Д в Лоренс пока загрузить не удается, только 2Д.

На мой взгляд, заниматься таким «тюнингом» есть смысл только на какой-нибудь достаточно ограниченной акватории, которая представляет для Вас повышенный интерес. Это может быть любимый залив для рыбалки или собственное озеро, либо же очень интересный, сложный участок дна, рельеф которого сложно понять обычным исследованием эхолота.

С практической точки зрения нет особого смысла в том, чтобы заморачиваться такой красотой. И самое интересное, что найти конкретно рыбу при помощи созданной карты пока получается не так часто, как хотелось бы. Исключением является окунь, поскольку он достаточно статичен и прогнозируемо привязан к определенному рельефу. В остальных случаях по большей части происходит обратная картина – нашли рыбу, а потом анализируем где, на каком рельефе и почему она стояла. Стоит она, должен сказать, где попало и как попало, никакого порядка, по крайней мере в рассмотренном заливе.

С другой стороны, я рыбачу на одном участке реки протяженностью около 15 км уже больше 30 лет и поразительно, что на русле рыба стоит из года в год только на определенных участках. Тогда как на других, очень похожих участках ее просто никогда нет. И это за столько лет наблюдений. Уже даже русло успело перемыться, а в местах, где были ямы, стало ровное дно средней глубины. При том, что я знаю этот участок до последнего камушка, я не могу понять закономерность, такое впечатление, что в местах, где стоит рыба, на дне зарыты магниты. То есть, я веду к тому, что не стоит надеяться при помощи карты найти рыбу, скорее можно лучше понять, почему и как стоит уже найденная рыба методом тупого прочесывания.

Далее мы рассмотрим, наименее пригодную для рыболова карту.

Карта плотности грунта

Чем ближе к желтому, тем плотность выше, а чем больше синего цвета, тем она мягче. Этот залив ярко выделяется разным по плотности грунтом. В ямах очень много ила (до 1.5 метра), тогда как бугры и свалы достаточно твердые (песок).

К карте прилагается цветовая линейка с соответствием цвета цифре плотности дна. Единицы мне не известны, но вполне достаточно просто понимания, где тверже, а где мягче.

Честно говоря, не припомню, когда бы мне на практике пригодилась эта карта. Но для дополнительной информации она может быть полезна. Пожалуй, карта будет представлять интерес для гидротехнических работ. Вожделенную ракушку по ней вы не найдете. Скорее поможет опять же сканер.

Редкий скриншот. С песчаных барханов лодка заехала на ракушняковый свал. Ракушка светлее.

Хотя возможно время карты плотности грунта еще впереди и я просто мало ее потестил. Последние наши подводные исследования стоянок судака показали, что недавно «живые» закоряженные полигоны стали безжизненными, а другие наоборот наполнились жизнью. И единственным внешним отличием живого от неживого места стало наличие или отсутствие некого илистого тонкого слоя на дне. То есть рыба держалась участков с чистым «помытым» дном. И практически отсутствовала там, где был это легкий мул на дне, даже если под ним располагался хороший песок. Поэтому джигерское правило «жесткое дно – быть добру!» работает на все 100%, по крайне мере у нас.

И наконец, самая простая карта – сформированная точками (сам придумал).

Карта сформированная точками

По сути, это просто GPS-точки, расставленные на картплоттере по рельефу, который мы определили эхолотом. Их можно и нужно использовать для правильной постановки лодки или ведения ее по этим точкам. Наподобие ориентации по линии глубины (изобате) или сохраненного структурного изображения. 

К примеру, нашли каменный хребет вдоль русла реки.

Сканируем его с включенной записью эхограммы.

Попутно ставим точки, отбивая соответствующий рельеф. И преобразуем запись в структурную карту. Сразу скажу, что при преобразовании качество картинки потеряется раза в два в сравнении с картинкой, нарисованной структурсканером. Можно этого не делать (структурную карту), а просто отбить рельеф и объекты точками.

И получаем карту из точек. В данном случае видна вся протяженность и форма каменного хребта. Теперь можно пойти по нему тролом, целенаправленно обловить джигом или пронырнуть.

В результате таких операций выше рассмотренный залив получается как-то так:

Определенными символами точек я обозначаю идентичные по свойствам объекты. Например, хребет (банка) маркируется по всей его протяженности символами бугра, ветвистая коряга - птичьими следами, если две пары следов - значит рядом две ветвистые коряги, россыпь мелких коряжек или глины - копытными следами, длинный гладкий ствол или одинокая труба соответствующим по аналогии символом. 

Рыбы, резкие бровки, не стандартные объекты, места якорения – маркируются по тому же принципу более-менее напоминающим символом. Тут кому как удобнее, главное самому привыкнуть к тому, что означает выбранный символ и суметь определить для себя найденный объект в нужную категорию. 

Несмотря на внешний примитивизм, должен заметить, что я пользуюсь такой псевдо-картой в 90 процентах случаев реальных рыбалок. Притом, что есть возможность, сделать какую угодно карту. Причина очень проста – скорость и простота. Карта из точек создается прямо «по ходу пьесы». Мы идем по целине (по новой акватории), видим на эхолоте (или не видим) различные подводные аномалии и скопления рыбы. Все это попутно маркируем и, что самое главное, сразу же, без какой-либо обработки, можем использовать для ловли или подводной охоты. Да, получается не совсем эстетично, но зато дешево, надежно и практично. Простота и скорость на практике оказались намного ценнее красоты, точности и детализации. По сути, это примитивный аналог структурной карты, только вместо конкретной фотографии объекта, стоит символ, обобщающий такие объекты. То есть, часто мне не нужно подробно видеть каждую веточку конкретной коряги, а достаточно знать, что она там есть и все.

Еще одно преимущество такой псевдо-карты - это ее легкое восприятие на экране картплоттера.  Во-первых , GPS-точка векторная, поэтому сохраняет размер и резкость, независимо от масштаба карты. Во-вторых , она отчетливо, контрастно изображается на фоне глубин - подложки общей карты на экране. Все это позволяет легко и быстро, стоя со спиннингом на большом удалении от монитора, видеть, где нужный объект или элемент рельефа (свал, хребет, канава, и т.д.), ну и понятно, куда делать заброс. То есть, не надо нагибаться к монитору и подолгу анализировать, где находится объект. 

В следующей части речь пойдет о уже существующих картах для Лоренса на территориях СНГ и не только. Мы подготовим анализ сильных и слабых сторон каждой из карт для разных типов акваторий, благодаря чему у Вас будет возможность разобраться, какая карта нужна конкретно Вам.

За подготовку материала выражаем благодарность специалисту по установке, настройке и обучению пользованием морским навигационным оборудованием, Орлову Юрию.

По материалам  www.navionika.com

При перепечатке ссылка на статью обязательна.

rss